Мангышлакский полуостров – Казахстан Новости,Путешествия

Мангышлакский полуостров

В западном Казахстане, к югу от Атырау, вдоль восточного побережья Каспийского моря находится Мангышлакский полуостров.

Там, по соседству с плато Устюрт, можно увидеть все виды пустыни, какие только существуют на земле, – от черных скалистых гор до искрящихся бело-розовых «каменных городов», высоких плато и засушливых низин, опустившихся ниже уровня моря. От тонких узоров, вырезанных песком, до великолепных скульптур, созданных ветрами.  Эта земля вдохновляла тех, кто называл ее своей родиной и кто оставил свой след на многочисленных дорогах своей кочевой жизни. Постоянно кочуя, они оставили частичку себя в каменных изваяниях, которые спустя века разговаривают с нами, рассказывая о жизни и вере тех, кто жил здесь когда-то.33

Летние степные пастбища давно скрыли все видимые следы цивилизации, но горный пустынный ландшафт способствовал тому, что здесь начали строить каменные дома и памятники. Это и мемориально-культовые сооружения с богатым декоративным рельефом, резным барельефом и росписью, и храмы в пещерах, и массивные каменные скульптуры в некрополях. До настоящего времени почти в первозданном виде сохранилось более тысячи архитектурных комплексов. Похожие на фантастические города, они идеально вписываются в экзотический рельеф Мангышлака.30

Несмотря на суровые условия жизни в пустыне, регионы Кайспийского и Аральского морей никогда не пустовали и не были отрезаны от остального мира. Наоборот, эти земли стали свидетелями многочисленных миграций благодаря наличию здесь воды – озер, а также своему положению в самом центре Евразийского континента. Здесь обнаружены следы первых человекообразных в Центральной Азии, возраст которых более миллиона лет. Племена раннего железного века, обитавшие здесь, дахи, массагеты и сарматы были известны греческим и римским историками, которые считали их рыцарями. В средние века эту территорию пересекали важные караванные пути, по ним через пустыни, степи, моря и реки везли серебряные слитки из Центральной Азии в Европу, а в обратном направлении – рабов и меха.31

Исторические памятники здесь в большинстве своем представлены усыпальницами и мечетями. Традиция таких ритуальных комплексов зародилась много столетий назад, своими корнями она уходит в искусство племен огузов и кипчаков, и даже скифо-гуннов раннего периода железного века. В послемонгольский период традицию унаследовали пастушеские племена, которые странствовали и ходили караванами вдоль восточных берегов Кайспийского моря, проводя зимы возле источников под прикрытием гор. Мангышлакский полуостров пересекало племя адай, самый крупный из кланов великого племени байулы Младшего жуза, а плато Устюрт пересекали адай и табын, последнее – самое большое племя великого рода жетыру.34

Эти мигрирующие группы боролись за свою жизнь, пытаясь выжить в экстремальных условиях пустыни, и кочевые маршруты, пролегающие от севера к югу и обратно, свели их с богатой культурой Иранского и Хорезмского мира, что в свою очередь способствовало развитию сложных и многообразных культурных форм. Они торговали прекрасными скакунами и саблями, изображения которых нанесены на постройки из известняка, они научились обрабатывать металл, освоили архитектурно-скульптурную технику, что объясняет некоторые аналогии между местными, иранскими и хорезмскими памятниками, а также познакомились с уникальными культурными и духовными практиками (суфизм, космогония).35

Комплексы адай расположены на захоронениях бейыт и состоят они из усыпальниц, мечетей и помещений для паломников.

В усыпальнице находится саркофаг или пирамидальная платформа с одной-пятью ступеньками, которые обычно поддерживают резную могильную плиту. Наиболее почитаемые усыпальницы обносятся оградой без крыши – саганатами, иногда над ними возводят мавзолеи с куполом – мазары. Стены саганатама и мазара украшены фресками, барельефами и абстрактными рисунками, надписями на арабском языке, изображениями лошадей, сабель, топоров и раскрытых ладоней. Каждое сооружение, примыкающее к захоронениям, состоит из одной или более надгробных стел, которые называют кулпытас: прямоугольные, украшенные сверху донизу колонны расположены параллельно.36

В каждом некрополе есть мечеть в форме квадратного куполообразного здания, порой рядом находится могила мастера-суфия, чьим именем названа местность. В двадцати некрополях (Шахбаг-ата, Шопан-ата, Бекет-ата и т.д.) мечеть построена не на поверхности, а под землей, в пещере, и состоит она из прямоугольных сводчатых помещений, в одном из которых, как в юрте, есть отверстие – шанырак. Возраст таких мечетей – IX-XI век н.э.

Идея создания храма внутри скалы, а не на поверхности земли зародилась в очень древние, первобытные времена, когда считалось, что священное место должно представлять единое целое с природой. Украшенные стелы кулыптас, как и менгир, и любой вертикально стоящий камень, являются триумфом вертикальности: вертикальность – первый принцип архитектурного сооружения, вертикальность творческого «я» – против бесконечной горизонтальной Вселенной, вертикальность – против смерти в похоронном контексте бейыта. Декоративные фрески и барельефы, украшающие известняковые поверхности, строго следуют закону симметрии, которые порой умышленно нарушается, дабы запечатлеть наличие художественной и интеллектуальной свободы.37

В культурном ландшафте Мангышлака современный посетитель ощутит резкий контраст между непостоянством и скудностью материального существования кочевников и каменной стабильностью и богатством их памятников. На данный факт сделал особый акцент выдающийся геолог и археолог Алан Медоев, в своей рукописи 1977 года он отмечает: «Мировоззрение кочевников, не скованное логической необходимостью, несомненно, парадоксально, если говорить об их стиле жизни, монументальных, архитектурных и художественных метафорах. Их каменные постройки представляют своего рода «тектонический противовес» мобильности и непостоянству их существования и бескрайности их Вселенной. Их творческая воля не была подавлена тяжелой борьбой в условиях пустыни. Напротив, их искусство стало одним из компонентов этой борьбы. Благодаря иму бесчисленные поколения племен и народов выразили в степных памятниках единство своего интеллектуального мира и формы своего существования». (А.Г.Медоев, 1993г.)

Увлекательного Вам путешествия !

С Уважением к Вам, Алла Нестерова!




Мангышлакский полуостров – Казахстан
0 votes, 0.00 avg. rating (0% score)

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Current day month ye@r *

Яндекс.Метрика