Золотой ЧЕЛОВЕК! Новости,Путешествия

Золотой человек

В начале 70-х годов прошлого века в окрестностях Алматы произошла самая настоящая археологическая сенсация: в ходе раскопок Кургана Иссык был обнаружен Золотой Человек, ставший впоследствии символом Казахстана.

Курган исследовал известный ученый, основатель Казахстанской археологической школы профессор Кималь Акишев. Реконструкция расшитой золотыми бляшками одежды и головного убора, захороненного в кургане сакского царя, явила миру из глубины веков образ древнего правителя, которого назвали «казахским Тутанхамоном», а само открытие объявили находкой века. Детали, украшавшие его корону – крылатые кони-тулпары, – стали частью национального герба Республики Казахстан, а скульптура Золотого человека установлена на площади Независимости в Алматы.20

Эта бесценная находка относится к сакской эпохе, охватывающей период VII-III вв.до н.э. По принятой в археологической науке периодизации – это ранний железный век. Сакские курганы – огромные сооружения, которые сравнивают с египетскими пирамидами, достигающие 20 метров в высоту, с диаметром у основания до 120-150м. Есть среди них и небольшие всхолмления высотой до 1-1,5м. и диаметром 5-7м. Большие курганы называю царскими, поскольку под ними захоронены представители правящих династий и военная элита древних племен. В средних курганах – диаметром до 50м. и высотой до 10м. – хоронили знатных воинов, колесничих и жрецов, а в малых – диаметром 10-15м. и высотой 1,5-2м. – простой люд. Встречаются, как одиночные курганы, так и их скопления – от нескольких десятков, а то и сотен. Курганы и курганные могильники встречаются в Казахстане повсюду: в степях и полупустынях, межгорных и речных долинах, в горах и предгорьях. Особенно много их в Жетысу, в предгорьях Джунгарского, Заилийского и Таласского Алатау, в горах Центрального Тянь-Шаня. Среди них и знаменитый Иссыкский могильник, и могильник Бесшатыр, что на правом берегу реки Или, в узком каньоне между рекой и горной грядой Желшалгыр. Это и широко известные Талгарский и Тургенский могильники в предгорьях Заилийского Алатау, и Кегенский – в долине реки Кегель, Джетытобе в предгорьях Таласского хребта.21

Могучие всадники на быстрых конях

Ученые установили, что курганы Иссыка, Талгара, Кегеня, Джетытобе были возведены племенами саков – далеких предков казахов. В I тысячелетии до н.э. на территории Ближнего и Среднего Востока, Средней Азии сформировались государства – Ассирия и Мидия. В VI в.до н.э. на смену Мидийской державе приходит государство Ахеменидов. Основателем его стал царь группы персидских племен Кир II, который в 550 году до н.э. разгромил и подчинил Мидию, создал огромную державу, включавшую южные районы Средней Азии. Позднее Ахемениды подчинили себе и северные районы Средней Азии. В Бехистунской надписи, высеченной по приказу царя Дария I, говорится, что в состав Ахеменидского государства (в 530-522гг. до н.э.) входили Парфия, Хорезм, Бактрия, Согдиана, Сака. А северные бактрийцев, согдийцев и хорезмийцев в степных просторах Казахстана, согласно древним источникам, в частности «Авесте», обитали кочевые «туры с быстрыми конями». Туры в персидских источниках именуются «саки», что значит «могучие мужи», а в сочинениях греческих авторов они фигурируют под названием «скифы». Под скифами и саками греки и персы подразумевали многочисленные союзы родственных племен, китайские источники называли саков «сэ». Древнетранские источники называют три большие группы саков: саки-хаомаварга (саки, варящие напиток хаому), саки-тиграхауда (саки, носящие остроконечные шапки), саки-тарадарайя, или парадарайя (саки заречные). Указать определенные территории этих племен очень сложно, поскольку точных географических привязок древние авторы не дают. Анализируя письменные источники и археологический материал, профессор К.Акишев исходил из того, что сакам-тиграхауда из иранских письменных источников соответствуют скифы-ортокарибантии греческих авторов, поскольку оба слова означают «острошапочные». И те и другие предположительно жили на территории современного Жетысу, где были обнаружены многочисленные памятники сакской культуры, в том числе знаменитый курган Иссык с захоронением «царя» в остроконечном головном уборе, украшенным золотыми стрелами. Он находился на южной окраине большого могильника, состоящего из более 40 курганов. Диаметр у подножия составлял 60м., а высота – 6м. Под насыпью из гальки и глины было обнаружено два захоронения: центральное и боковое (южное). Центральное было полностью разрушено грабителями еще в древности, а боковое, к счастью, оказалось нетронутым.22

Семиреченская школа ювелиров

Взорами археологов открылась погребальная камера, которая представляла собой сруб из обработанных бревен тянь-шаньской ели, где в южной и западной частях размещалась посуда, когда-то наполненная едой и напитками, а в северной – на деревянных досках лежали останки богато одетого человека. Рядом были найдены предметы туалета, украшенное золотом оружие и различная утварь. Пол камеры был покрыт матерчатой подстилкой, расшитой мелкими золотыми бляшками. По мнению антропологов, воину, похороненному в кургане Иссык, было 17 или 18 лет. На его голове был высокий (около 65-70 см.) конической формы головной убор, украшенный золотыми пластинами в виде снежных барсов, таутеке, архаров, лошадей, птиц. На пальцах рук были два массивных золотых перстня, один из которых – перстень-печать с изображением головы человека в профиль в пышном головном уборе.23

Захоронение в кургане Иссык датируется концом IV-III в.до н.э.

Большинство обнаруженных ювелирных изделий было изготовлено из золота техникой литья, штамповки, тиснения и гравировки в виде круглой скульптуры, горельефа, барельефа и плоскостных силуэтных изображений. Древние торевты (художники по металлу) широко использовали и другие материалы, умело комбинируя металл с деревом, кожу с тканью, разные металлы между собой. Деревянная рукоятка нагайки и стреловидные украшения головного убора иссыкского воина отделаны золотом. Железо и золото сочетаются на мече, кинжале, в изображениях священных деревьев.24

На территории Евразии в скифо-сакское время существовало несколько художественно-стилистических школ торевтов. Одной из них была семиреченская школа ювелиров. Произведения искусства, созданные мастерами этой школы, отдельные образы и сюжеты иссыкских сокровищ доведены до совершенства и являются эталонными образцами искусства. «звериного стиля». Комплекс находок в кургане Иссык дал дополнительные материалы, проливающие свет на уровень социального строя саков Семиречья.25

Еще одной интересной находкой стала серебряная чаша с надписью. Факт существования письменности в любом обществе свидетельствует о высоком уровне развития социально-экономической организации, о государстве.

Сегодня в местах, где были найдены уникальные артефакты, создан республиканский историко-культурный музей-заповедник «Иссык», где проводятся экскурсии для всех желающих.

С Уважением к Вам,  Алла Нестерова!

 




Золотой ЧЕЛОВЕК!
0 votes, 0.00 avg. rating (0% score)

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Current day month ye@r *

Яндекс.Метрика